Как помочь своему ребенку, если у него нарушения почерка и он пишет пропуская буквы, переставляя слоги.
Когда у детей только формируется навык письма, многие буквы они пишут зеркально — и это закономерный этап становления. Кстати, зеркальное письмо характерно для левшей, поэтому до третьего класса говорить о дисграфии рано.
Письмо — это не только ловкость пальцев, но и работа мозга. Ученик должен понять, как пишется буква, как она расположена в строке, как вести руку. Освоение письма у одних проходит быстро, а у других вызывает трудности. Если и в третьем классе с письмом сложности — это повод задуматься.
Дисграфия — это нарушение письма, при котором характерны пропуски букв, слогов, перестановка слогов, нарушения почерка.
Почему же одни дети пишут красиво, а у других — каракули? Причин может быть несколько:
~ Неумение координировать движение руки. Это — индивидуальная особенность, и ругать его за это, по меньшей мере, неправильно.
~ Проблемы с концентрацией внимания — ребенок постоянно отвлекается, вертит головой. Так ведут себя гиперактивные дети.
~ Неразвитость пространственно зрительного восприятия, которое формируется к 10 годам. Дети с трудом запоминают, как выглядят буквы, как правильно их располагать на бумаге.
~ А в школе всем детям преподают одинаково. В результате — ошибки, отставание от других учеников, огорчение родителей.
~ Дети не различают звуков (фонем) родного языка. Например, пишут «корький», «черемука», путают буквы «чулан» — «чунал».
~ Нарушение зрительного восприятия — дети путают буквы «д» с «б», «о» с «а» и т.д. (оптические ошибки).
~ Часто причиной дисграфии являются поражения нервной системы, другие заболевания. Если у ребенка есть неврологические проблемы, диагноз «дисграфия» ставит врач.
Но в большинстве случаев пропуски букв и ошибки — результат неправильного обучения.
Физиологи доказали — в первые месяцы обучения ученик может непрерывно писать в течение трех минут, а затем он устает. Родители же этого не учитывают: «Первую строчку ты написал хорошо, а потом перестал стараться!»
Да и в школе методика преподавания письма слишком интенсивная, не соответствующая физиологическим особенностям детей. Чаще всего виновата «гонка обучения» — за два месяца учителя должны научить всех детей писать. Под силу ли ребенку справиться с такой нагрузкой?
Главное — подготовка
У родителей возникают вопросы: как подготовить сына или дочь к школе? Как избежать проблем с письмом? Мозг малыша пластичен. Недостаток зрительно-моторной координации можно компенсировать.
Прописи со сложными завитушками отложи. Начни с простого: покажи, как сидеть за партой, как класть тетрадь, держать ручку. Два раза в день играй в школу — спокойно, без криков, чтобы малыш привыкал к новому состоянию.
Затем попробуйте чертить прямые линии — горизонтальные и вертикальные, длинные и короткие. Учитесь рисовать параллельные линии, круги и овалы. И постепенно сокращая высоту линий, уменьшайте кружки до размера букв. Учи ребенка в процессе письма видеть строку, середину строки, правую и левую части листа.
Говорим и пишем
Детям, закончившим первый, второй, третий класс, но все же испытывающим трудности с письмом, поможет следующее. Попробуй учить русский язык как иностранный.
Выпиши на карточки те слова, которые ребенок в течение года писал неправильно, подчеркни ошибки, поставь ударение, а на обратной стороне напиши правило и проверочные слова.
Каждый день прорабатывай три карточки. Сначала проговариваем слово правильно, затем повторяем правило, пишем.
Карточку откладываем в другую коробку, приговаривая: «Это ты пишешь правильно». Способ механический, но в то же время действенный.
Очень полезно такое упражнение: в течение 5 минут ребенок вычеркивает из текста заданную букву. Спустя два месяца качество письма улучшается.
Пишите короткие диктанты карандашом — как будто вы тренируетесь на черновике. После попроси ребенка проверить написанное и исправить себя — стереть ошибки и написать правильные буквы. Затем перепишите диктант ручкой.
В некоторых случаях целесообразно обратиться за помощью к спецалисту-логопеду.
Он поможет ученику запомнить написания букв: например, «О» напоминает обруч, «Ж» — жука и т.д. Порой требуется консультация психоневролога.
Кропотливые каждодневные занятия необходимы: дисграфия не проходит сама собой. Если навык письма сформировался неправильно, почерк исправить будет крайне трудно. А отсюда и неграмотность, нежелание читать и другие проблемы.
Важно также снять напряжение ребенка. Он должен быть уверен, что за ошибки его не накажут — тогда промахов станет меньше.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.